На исповеди у социологов. Во что верит и во что не верит народ

0
79

Жители России не перестают удивлять социологов. Казалось бы, на дворе ХХI век, а в праздничные крещенские дни они массово ринулись окунаться в проруби.

Даже некоторые представители Церкви намекают: это языческий обычай, соблюдать который вовсе не обязательно.  Власть такие причуды поощряет: дескать, купание в ледяной воде объединяет народ независимо от состояния кошелька и наличия заграничной собственности. 

Все в прорубь!

Власть обеспокоена степенью размежевания населения по доходам и уровню жизни и ищет пути единения. Для начала хотя бы в проруби. Искупался министр или депутат в одной купели с каким-нибудь Иваном или Марьей — и они уже как бы единый народ. Непонятно, правда, зачем в холодную воду полез посол США в России Дж. Хантсман. Может, тоже захотел почувствовать себя частью русского мира?

Сотрудники консульства США во Владивостоке окунулись в прорубь на Крещение

Местная элита и чиновники особенно активно купались вместе с народом. Крещенская активность вполне понятна. Там (прежде всего в северных и восточных областях) особенно заметны признаки бедности. Задолженность населения по разного рода платежам за прошедший год выросла на 13%. На этом фоне доходы высшего эшелона госкорпораций и выс­шего чиновничества просто ошеломляют. 

Но, похоже, общенациональное единение крещенской купелью и ограничится. Смягчить неравенство посредством введения прогрессивного налога на доходы богатейшей части населения и налога на наследство, как это принято в большинстве стран Запада, власть не спешит. Разговоры тянутся уже 10 лет, а воз и ныне там. На только что закончившемся Гайдаровском экономическом форуме недвусмысленно было сказано: в ближайшее время введения прогрессивной шкалы налогов, которая могла бы снизить степень неравенства в доходах, не будет. 

Крещение Господне. Что нужно знать

Но вечное желание власти объединить вокруг себя народ осталось. Если не вокруг продуктовой корзины, то хотя бы в проруби. Так дешевле. Пригласил батюшку, освятил воду и получай себе равенство сословий и состояний. В этом году желание  устроить для народа общероссийскую купель оказалось столь велико, что кое-где местные власти пытались затащить  в прорубь в приказном порядке даже чиновников, которые ранее дальше сауны и не ходили. По свидетельству ВЦИОМа, морозную благодать в этом году опробовали на себе (волей или неволей) 20 млн человек. Купался каждый 7-й. Даже Церковь затревожилась: грехи, дескать, надо отмаливать, а не вымачивать.  

А мясо у них есть?

Вообще с народом у нас происходит что-то таинственное. И не только на Крещение. Ну никак не укладывается русский Иванушка в мировую тенденцию. Уж казалось бы, советская власть столько сил потратила на создание «нового человека», а дедовские устои остались. По свидетельству Левада-центра (другие исследования это подтверждают), население, несмотря на научный и технический прогресс и даже  на такое чудо, как Интернет, массово верит и в чёрта, и в дьявола. Каждый 10-й (а ведь многие из них бывшие члены КПСС) прибегает к услугам гадалок и экстрасенсов. Каждый 5-й читает журналы и книги по эзотерике: то есть как бы стремится к мистическому постижению жизни.

Кто мы и куда идем? Какая национальная идея нужна России

Одна из причин роста мистических настроений — кризис идеологии и неясность пути, по которому идёт страна. Власть говорит о растущем державном величии, а люди не понимают, чем они могли бы сегодня гордиться. В советские времена было принято гордиться великими стройками коммунизма, достижениями науки, доступностью образования. При тотальной цензуре и невозможности подсмотреть, а как у них там, за границей, люди о существовании другой жизни просто не знали. Когда в 1973 г. я приехал в отпуск из первой командировки во Францию, мама расспрашивала: а мясо, сынок, у них есть? А очереди за апельсинами?

Сегодня при возросшей информированности и исчезновении советской веры в то, что «вот-вот умрёт капитализм», пропагандистам приходится выискивать новые лозунги. Даётся это с трудом. Старые песни про «партия — наш рулевой» и «под солнцем Родины мы крепнем год от года» ушли в прошлое, а новые песни не ладятся. Падает доверие к главному пропагандистскому  резерву — телевидению. По свидетельству социологов фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в 2017 г. это доверие опустилось ниже 50%.

Почему Россия — великая страна?

«Отче наш»

Из ресурсов, которые ещё остаются в пропагандистской обойме власти, — уверенность в том, что Россия — великая дер­жава. Экономические показатели (при 2% мирового ВВП) этого, правда, особо не подтверждают. Но вера есть вера. Есть и другой, к счастью, неисчерпаемый ресурс: вера в то, что русские — великий народ. И это утверждение не требует ни экономических, ни геополитических  доказательств. При всех взлётах и падениях русской судьбы эта вера существует веками и воспринимается как  «Отче наш». Более того, по не вполне  понятным лично мне причинам за последние  два десятилетия эта вера продолжала расти. По свидетельству социологов того же Левада-центра, к концу 2017 г. доля жителей РФ, считающих, что русские — великий народ, «имеющий особое значение в мировой истории», достигла максимума с 1999 г. и сегодня составляет почти  две трети населения. А говорят, Левада-центр — иностранный агент. Да я бы ему за такие свидетельства Сталинскую премию выдал бы!

Огорчает другое. Когда социологи спрашивают: «А с чем же, люди добрые, связана такая невиданная гордость?», они отвечают: «С нашей великой историей». А вот гордость за «государство, в котором я живу» за последний год упала почти на 10% процентов. Такая вот она,  русская гордость. Ветреная особа…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

8 + 8 =